Новосибирск (Россия) - Создание единой, эффективной, высокопроизводительной системы хранения и обмена информацией повышенной отказоустойчивости на базе технологий Microsoft с применением системы многоядерной антивирусной защиты в мэрии города Новосибирска (другое описание)

Сущность предложения

Данный документ является описанием практики создания единой системы обмена информацией в мэрии города Новосибирска. Документ подготовлен специалистами мэрии г. Новосибирска и сотрудниками компании Softline (ЗАО «Софтлай Трейд») в рамках запроса оргкомитета международной конференции «Региональная информатизация. Стратегические приоритеты» (30 ноября 2009 г).

Краткое описание типового решения

В рамках совместного проекта мэрии г. Новосибирска и компании Softline была создана единая, высокопроизводительная система хранения и обмена информацией повышенной отказоустойчивости на базе Microsoft Windows Server 2003, Microsoft Exchange Server 2007, Microsoft Office SharePoint 2007 с применением системы многоядерной антивирусной защиты Microsoft Forefront Security for Exchange Server 2007.

Полное описание концепции решения

Использование надежного, многофункционального сервиса обмена и хранения информации в современных условиях является важным фактором деятельности организации.

Основными целями создания системы стали:

  1. Повышение эффективности работы сотрудников мэрии г. Новосибирска в т.ч. находящихся вне рабочего места;
  2. Сокращение затрат на поиск и обработку данных;
  3. Повышение отказоустойчивости системы хранения и обмена информацией в целом;
  4. Повышение степени доступности сервиса хранения и обмена информацией;
  5. Увеличение степени защищенности системы хранения и обмена информацией;
  6. Увеличение производительности почтовой подсистемы для удовлетворения современных потребностей госслужащих.

Достичь поставленных целей позволило спроектированное и реализованное, специалистами мэрии г. Новосибирска и сотрудниками Softline, решение на основе технологий корпорации Microsoft.

Ожидаемый социально-экономический эффект создания системы заключается в повышении эффективности работы сотрудников мэрии г. Новосибирска а следовательно и повышении качества предоставляемых услуг населению и организациям города.

Перечень автоматизируемых деловых процессов

  1. Платформа и используемая СУБД:
  2. Оперативное информирование госслужащих;
  3. Коллективная работа с документами;
  4. Планирование мероприятий (заседания, совещания, встречи);
  5. Поиск необходимой информации;
  6. Выполнение различных заявок;
  7. Документооборот;
  8. Обучение пользователей;
  9. Работа с электронной почтой;
  10. Назначение и контроль выполнения задач;
  11. Ведение личных календарей сотрудников;
  12. Ведение единой адресной книги организации;
  13. Ведение личных контактов.

Характеристики объекта внедрения

Муниципалитет Новосибирска - самый большой в стране, с точки зрения как территории, которая находится под его ответственностью, так и инфраструктуры: включает в себя 10 районных администраций.

Количество пользователей системы: 5 000 чел.

Правовая принадлежность

Права на результаты работ по внедрению решения принадлежат мэрии Новосибирска.

Возможность тиражирования

Решение является универсальным и подходит для тиражирования на все министерства и ведомства Российской Федерации, администрации субъектов РФ, крупные и средние муниципальные образования, где требуется автоматизация деловых процессов приведенных в п.3 настоящего документа и разрешено применение программных средств приведенных в п. 7 настоящего документа.

Архитектура решения, требования к инфраструктуре

Архитектура единой системы состоит из почтовой подсистемы и внутреннего портала. Архитектура представлена на рис. 7.1. - Архитектура единой системы обмена и хранения информации.

Почтовая подсистема обеспечивает прием и передачу электронных почтовых сообщений, взаимодействуя с существующими почтовыми серверами по протоколу SMTP, предоставляет пользователям доступ к ресурсам общего пользования: адресной книге, общим папкам, электронным календарям. Доступ к почтовой системе так же возможен и с мобильных устройств, имеющих ОС Windows Mobile 5.0 и выше.

Почтовая подсистема защищена от нежелательной почты и вирусов встроенными в Microsoft Exchange Server 2007 средствами защиты от нежелательной почты и системой многоядерной защиты Microsoft Forefront Security for Exchange Server.

Чтобы обеспечить отказоустойчивость почтовой подсистемы, роль сервера почтовых ящиков реализована на двух физических серверах объединенных в кластер. Реализация роли центрального транспорта и клиентского доступа на двух физических серверах обеспечивает отказоустойчивость и балансировку нагрузки. База данных размещена на отказоустойчивом сетевом хранилище данных.

Внутренний портал является эффективным средством хранения информации, знаний, документов и работы с деловой информацией. Примеры разделов внутреннего портала с описанием функционала приведены в п.12 настоящего документа.

Вся функциональность решения доступна пользователям 24 часа 7 дней в неделю.

Для создания решения использовались следующие серверные программные средства:

  1. Microsoft Windows Server 2003;
  2. Microsoft Exchange Server 2007;
  3. Microsoft Forefront Security for Exchange Server 2007;
  4. Microsoft Office SharePoint Server 2007;
  5. Microsoft SQL Server 2005.

Методология внедрения решения

Выполнение проекта по внедрению состоит из следующих основных этапов:

Проектирование – выполняется проектирование структуры ролей Microsoft Exchange Server 2007, проектирование архитектуры Microsoft Office SharePoint Server 2007, разрабатывается уточненное техническое задание согласно ГОСТ 34 602-89;

Установка – производится инсталляция Microsoft Exchange Server 2007, Microsoft Forefront Security for Exchange Server, Microsoft Office SharePoint Server 2007, Microsoft SQL Server 2005 и обучение специалистов Заказчика;

Настройка – выполняется перевод исходящего и входящего из Интернет трафика на Microsoft Exchange Server 2007, настройка функционала Microsoft Office SharePoint Server 2007. Производится тестирование работоспособности и обучение специалистов Заказчика;

Миграция данных – производится миграция почтовых ящиков и общих папок пользователей хранимых в текущей почтовой системе на Microsoft Exchange Server 2007. Производится тестирование работоспособности и обучение специалистов Заказчика;

Организация мобильного доступа – производится организация доступа к почтовой системе с мобильных устройств имеющих ОС Microsoft Windows Mobile 5.0 и выше;

Создание системы резервного копирования – выполняется настройка системы резервного копирования, производится тестирование резервного копирования и восстановления, выполняется обучение специалистов Заказчика;

Стабилизация – осуществляется оптимизация инфраструктуры Microsoft Exchange Server 2007;

Итоговое тестирование – на ограниченном количестве компьютеров производится финальное тестирование системы. Тестирование включает следующие основные этапы:

  • Тестирование функционала – выполняется тестирование работоспособности функциональных возможностей решения;
  • Нагрузочное тестирование – на данном этапе с помощью программных средств искусственно создается высокая загрузка системы и производится оценка работоспособности с анализом показателей производительности серверного оборудования;
  • Тестирование отказоустойчивости системы - проводится отключение одного из серверов кластера и проверяется работоспособность системы;
  • Тестирование защищенности – выполняется оценка защищенности системы анализатором Microsoft Baseline Security Analyzer.

Создание эксплуатационной документации – выполняется создание документации описывающей:

  • Архитектуру внедренного решения;
  • Действия в случае возникновения сбоев;
  • Работу с системой резервного копирования;
  • Работу с системой защиты от нежелательной почты и вирусов;
  • Регламент обслуживания аппаратного и программного обеспечения;
  • Работу пользователей с системой;
  • Рекомендации по развитию системы.

Техническая поддержка – осуществляется техническая поддержка специалистов Заказчика в течение 12-ти месяцев с момента ввода решения в эксплуатацию.

Контакты

Мэрия города Новосибирска. Департамет связи и информации.

Шибанов Вячеслав Евгеньевич

начальник департамента связи и информатизации

Телефон: (383) 227-40-22
Эл. почта: svj@admnsk.ru
Веб-сервер: www.novo-sibirsk.ru

Филатова Олеся Эдуардовна

начальник отдела системного администрирования

Телефон: (383) 227-40-30
Эл. почта: ofilatova@admnsk.ru
Веб-сервер: www.novo-sibirsk.ru

  • Поиск