Сегодня: 16.12.2018 / 17:43

Хабаровск (Россия) - Комплексная информатизация муниципальных учреждений здравоохранения города Хабаровска

Сущность предложения

Сроки реализации: 2008 – 2012 гг.

Цели:

  1. Создание условий для повышения доступности и качества медицинской по-мощи населению города Хабаровска;
  2. Обеспечение оптимального развития отрасли здравоохранения на основе пол-ной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел и динамике изменений отраслевых показателей;
  3. Повышение эффективности деятельности администрации города Хабаровска в части реализации полномочий в сфере здравоохранения, включая контрольно-надзорные функции управления здравоохранения, улучшение качества подготовки и принятия решений.

Объекты информатизации:

Муниципальные учреждения здравоохранения всех типов:

  • Взрослые, детские и смешанные поликлиники
  • Стоматологические поликлиники
  • Стационары
  • Объединения стационаров и поликлиник
  • Родильные дома
  • Женские консультации
  • Дома ребенка
  • Санаторий
  • Медицинский информационно-аналитический центр

Задачи:

  1. Внедрить в деятельность муниципальных учреждений здравоохранения со-временные программные комплексы, обеспечивающие эффективное управление деятельностью и ресурсами муниципальных учреждений здравоохранения.
  2. Обеспечить оптимальный уровень оснащения муниципальных учреждений здравоохранения компьютерной техникой для работы программных комплексов.
  3. Создать условия для формирования в каждом муниципальном учреждении здравоохранения локальных компьютерных сетей, электронных каналов связи.
  4. Провести комплекс мероприятий по подготовке персонала муниципальных учреждений здравоохранения для работы с внедряемыми программными комплек-сами.
  5. Создать на базе МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» нормативно-правовой, организационный и методический центр единой информационной системы отрасли здравоохранения.

Масштаб мероприятия

По мере развития медицины деятельность врачей и медицинских сестер стано-вится все более информационно насыщенной. Поэтому традиционные средства сбора и хранения информации (бумажные карты, картотеки, папки) уже не удовлетворяют современным требованиям.

Организация управления здравоохранением предполагает сегодня интенсивный обмен информацией между лечебными учреждениями, управлением здравоохране-ния, министерством здравоохранения, фондом ОМС, страховыми компаниями, управлением социальной защиты и другими структурными подразделениями. Воз-мещение затрат на лечение пациента требует ведения полного учета оказанных ему медицинских услуг. Снижение себестоимости лечения невозможно без контроля использования дорогостоящих лекарств и расходных материалов, эффективного использования коечного фонда и людских ресурсов.

Такой объем информационных потоков можно обеспечить и поддерживать толь-ко с помощью автоматизированной системы управления и контроля на базе управ-ления здравоохранения.

Организационное решение вопроса

На первом этапе информатизации в пилотном ЛПУ было установлено одно из «коробочных» решений медицинской информационной системы МИС, а затем группа внедрения проанализировала, насколько стандартные функции отвечают потребностям муниципального здравоохранения. Пробная эксплуатация позволила в плановом порядке внедрены изменения и дополнения в Систему для настройки ее для автоматизации бизнес-процессов ЛПУ.

В качестве пилотного ЛПУ была выбрана одна из муниципальных поликлиник, мощностью около 1,5 тыс. посещений в день, обслуживающая около 60 тыс. чел. взрослого населения и укомплектованная специалистами практически всех профи-лей амбулаторной службы. В поликлинике была смонтирована ЛВС, объединив-шая регистратуру, все кабинеты амбулаторного приема, диагностические и административные подразделения, создана рабочая группа из специалистов поликлиники, работавшая в тесном контакте с представителем компании-разработчика по настройкам системы для автоматизации бизнес-процессов ЛПУ.

Специалисты, не имевшие навыков работы на персональном компьютере, про-шли первичное обучение без отрыва от работы (на рабочих местах в свободное от приема время). После этого все специалисты поликлиники прошли курс обучения навыкам работы в медицинской информационной системе (первичное обучение проводилось внедряющей организацией, обучение вновь принятых сотрудников обеспечивается администратором информационной системы в ЛПУ).

После успешной реализации пилотного проекта Хабаровская городская Дума утвердила Программу «Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008-2012 годы)».

Для реализации Программы информатизации, была сформирована модель управления, состоящая из следующих функциональных блоков:

  1. Финансовое обеспечение – администрация города, заинтересованная в бы-стром и качественном внедрении.
  2. Управление – начальник управления здравоохранения администрации го-рода, который продвигает общее направление проекта, принимает критические ре-шения, выделяет ресурсы, разрешает проектные конфликты.
  3. Основная команда – отдел информатизации и стандартизации управления здравоохранения (заместитель начальника управления по информационным техно-логиям), включающий организаторов проекта, главного архитектора системы, вы-полняющий задачи в соответствии с планом, выявляющий проблемы и представ-ляющий окончательные результаты.
  4. Рабочая группа – отдел по внедрению медицинских информационных сис-тем муниципального медицинского инфомационно-аналитического центра (МИ-АЦ), который обеспечивает детальные знания технологического процесса, помога-ет в подготовке окончательных результатов, проводит обучение пользователей.

Управлением здравоохранения были изданы организационные приказы, утвер-ждающие типовые функциональные обязанности администраторов и пользователей информационной системы, график информатизации ЛПУ, в соответствии с которым проходит подготовка смет на монтаж локальных сетей, спецификаций на компьютерное оборудование.

Исполнители работ, поставщики компьютерного оборудования и программного обеспечения выбираются на основании результатов аукционов, проводимых администрацией города. Единые требования к кабельной инфраструктуре муниципальных учреждений (с учетом дальнейшего подключения к единой многофункциональной телекоммуникационной сети города) утверждены администрацией города и доведены до руководителей всех ЛПУ. Муниципальные учреждения, готовые самостоятельно участвовать в реализации части мероприятий Программы информатизации за счет средств от предпринимательской деятельности (приобретение компьютеров, монтаж локальной сети и т.д.), поощряются управлением здравоохранения, которое вносит коррективы в график внедрения МИС на следующий год и в первую очередь финансирует оставшуюся часть информационных систем инициативных ЛПУ.

При внедрении информационной системы наиболее серьезной оказалась про-блема практически полной компьютерной неграмотности медицинского персонала и большой доли медицинских работников пенсионного и предпенсионного возрас-та, которым достаточно сложно осваивать новые для них навыки работы на персо-нальном компьютере.

Обязанность по организации первичного обучения специалистов навыкам работы на персональном компьютере возложена на руководителей ЛПУ. Кроме того, в МИАЦ был оборудован учебный класс для проведения обучения специалистов ЛПУ. Компания разработчик предоставила 10 бесплатных АРМ для оборудования учебного класса, в котором специалисты ЛПУ проходят дополнительное обучение.

Руководители ЛПУ в соответствии с графиком внедрения МИС вводят в штат администраторов локальных сетей и медицинской базы данных, которые проходят специальное (более детальное) обучение по администрированию и сопровождению МИС. Администраторы информационных систем играют огромную роль в поддер-жании работоспособности автоматизированной медицинской системы в ЛПУ. Эф-фективность их работы проявляется особенно тогда, когда администратор, с одной стороны, владеет хотя бы базовыми знаниями в области процессов, происходящих в ЛПУ, знает «болевые точки» и говорит на одном языке с пользователями Систе-мы, с другой стороны, понимает логику построения и работы Системы, знает ее инструментарий.

Большое внимание уделяется привлечению средств массовой информации для популяризации проекта, поощрения наиболее активных участников. Выпускаются информационные листки, буклеты, статьи в газетах и журналах, телевизионные пе-редачи. На сайте управления здравоохранения размещаются материалы по совре-менным информационным технологиям для пользователей разного уровня.

После внедрения в течение 1–2 мес. управлением здравоохранения по удален-ному доступу проводится ежедневный контроль за работой специалистов в МИС. Кроме того, контроль осуществляется администраторами МИС и руководителями ЛПУ. Специалисты основной команды и рабочей группы выезжают в ЛПУ (в пер-вые месяцы после внедрения – еженедельно) для проведения дополнительных обу-чающих семинаров и разборов типичных ошибок пользователей.

Технологическое решение вопроса

План реализации Программы информатизации муниципального здравоохранения г.Хабаровска рассчитан на 5 лет (2008-2012 гг.) и включает следующие мероприятия:

Мероприятия по внедрению в деятельность лечебных учреждений новых комплексных медицинских информационных систем.

  1. Сравнительный анализ существующих медицинских информационных систем, формулировка требований, условий внедрения;
  2. Приобретение комплексной медицинской автоматизированной информа-ционной системы, формирующей автоматизированное рабочее место врача;
  3. Настройка системы для решения задач муниципальных учреждений здра-воохранения разного типа;
  4. Ежегодная техническая поддержка программных комплексов после окон-чания гарантийного срока обслуживания.
  5. Мероприятия по оснащению современной компьютерной техникой муни-ципальных учреждений здравоохранения:

    1. Подготовка спецификаций для конкурсов по приобретению компьюте-ров, серверов, периферийных устройств, необходимых для медицинской информационной системы.
    2. Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения компьютерной техникой и периферийными устройствами.

    Мероприятия по подготовке каналов связи между структурными звеньями единого информационного медицинского пространства отрасли здравоохранения:

    1. Проектирование локальных компьютерных сетей и каналов связи между учреждениями здравоохранения, филиалами отдельных учреждений, информацион-но-аналитическим центром, управлением здравоохранения;
    2. Монтаж локальных вычислительных сетей муниципальных учреждений здравоохранения;
    3. Настройка каналов связи.

    Мероприятия по повышению уровня образования медицинских работни-ков в области информатизации:

    1. Организация подготовки медицинских кадров для работы с персональ-ным компьютером;
    2. Обучение персонала работе с электронными каналами связи;
    3. Обучение персонала работе с медицинской информационной системой.

    Управление программой. Мониторинг.

    1. Разработка методики мониторинга реализации Программы;
    2. Ежегодное планирование мероприятий и объемов финансирования про-граммы;
    3. Методическая работа по подготовке классификаторов, справочников, ма-кетов записей, стандартов медицинских услуг;
    4. Ежеквартальный анализ выполнения мероприятий и финансирования программы;
    5. Ежегодная подготовка доклада о результатах выполнения Программы для депутатов городской Думы и администрации г. Хабаровска.

    Финансовые ресурсы для разработки и реализации предложения

    Общая стоимость Программы: 104422,20 тыс. руб.

    Социальный результат

    Опыт внедрения комплексной медицинской доказал преимущества электрон-ного документооборота в лечебных учреждениях:

    • Значительно улучшилось качество ведения медицинской документации.
    • Практически исчезли очереди в регистратуру для записи на прием к специали-стам или в лабораторию.
    • Сократилось время получения врачами результатов диагностических исследо-ваний.
    • Исчезла возможность потери медицинской информации.

    • Сократилось время подготовки справок, направлений, эпикризов и других ви-дов сводной медицинской документации.
    • Появилась возможность быстрого получения точных статистических данных по различным запросам.
    • Руководители ЛПУ получили возможность эффективного контроля за органи-зацией и качеством лечебного процесса.

    Реализация предложения и возможности его распространения

    МИС «Медиалог» успешно используют в своей деятельности более 150 меди-цинских учреждений на территории Российской Федерации. Она установлена и работает на 6 000 рабочих местах в медицинских учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Южно-Сахалинска и т.д.

    Объекты информатизации в Хабаровске – муниципальные учреждения здраво-охранения всех типов:

    1. Взрослые, детские и смешанные поликлиники
    2. Стоматологические поликлиники
    3. Стационары
    4. Объединения стационаров и поликлиник
    5. Родильные дома
    6. Женские консультации
    7. Дома ребенка
    8. Санаторий
    9. Медицинский информационно-аналитический центр
    10. В настоящее время в Хабаровске МИС «Медиалог» установлена в 17 муни-ципальных учреждениях здравоохранения города Хабаровска (создано 630 автоматизиро-ванных рабочих мест (АРМ)), в т.ч.:

      • МУЗ «Городская клиническая поликлиника № 3» – 72 АРМ
      • МУЗ «Клинико-диагностический центр» – 76 АРМ
      • МУЗ «Городская поликлиника № 8» – 56 АРМ
      • МУЗ «Городская поликлиника № 15» – 49 АРМ
      • МУЗ «Городская поликлиника № 16» – 71 АРМ
      • МУЗ «Родильный дом № 4» – 23 АРМ
      • МУЗ «Детская городская поликлиника № 3» – 40 АРМ
      • МУЗ «Детская городская поликлиника № 17» – 28 АРМ
      • МУЗ «Детская городская поликлиника № 24» – 27 АРМ
      • МУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» 31 АРМ и др.

      Опыт работы Хабаровска вызывает интерес представителей других регионов страны (Приморский край – г.Владивосток, Уссурийск; ЕАО – г.Биробиджан; Сахалинская и Камчатская области; г.Нерюнгри; другие регионы – во время конференции Медсофт2008). Внедрение аналогичной системы на Сахалине реализовано на примере г.Хабаровска.

      Аналогичная Система может быть использована в учреждениях здравоохране-ния любого типа и ведомственного подчинения.

      Принятые нормативно-правовые документы

      Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена президентом РФ В.В. Путиным (№ Пр-212 от 07.02.2008).

      Национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (ГОСТ Р 52636–2006).

      Программа «Единая информационная система муниципального здравоохранения города Хабаровска (2008–2012 годы)». Утверждена решением Хабаровской городской Думы от 29.09.2007 №485.

      Постановление Мэра города Хабаровска от 22 октября 2008 г. N 3222 «О раз-витии информационной системы администрации города Хабаровска».

      Распоряжение Мэра г. Хабаровска от 14.09.2004 № 2983р. «О создании муни-ципального учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр».

      Приказ управления здравоохранения администрации г. Хабаровска от 03.10.2005 № 294 «О ежегодной инвентаризации компьютерного парка муници-пальных учреждений здравоохранения».

      Приказ управления здравоохранения администрации г. Хабаровска от 18.07.2007 № 307 «О размещении элементов волоконно-оптической линии связи «ВОЛС» в муниципальных учреждениях здравоохранения».

      Приказ управления здравоохранения администрации г. Хабаровска №412 от 19.10.2007 «О реализации Программы «Единая информационная система муници-пального здравоохранения города Хабаровска (2008-2012 годы)» (в ред. от 07.12.2007 №469).

      Приказ № 470 управления здравоохранения администрации г. Хабаровска от 07.12.2007 «Об утверждении типовых Положений о работе специалистов в меди-цинской информационной системе (МИС)».

      Приказ управления здравоохранения администрации г. Хабаровска от 13.12.2007 № 479 «Об утверждении Положения о рабочей группе отрасли здраво-охранения по реализации программы информатизации».

      Технические требования к проектированию и монтажу кабельной инфраструктуры технического комплекса информационных систем муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска. Утверждены администрацией г. Хабаровска, 2009.

      Приказ управления здравоохранения администрации г. Хабаровска от 22.10.2009 № 351 «О проектировании локальных сетей муниципальных учрежде-ний здравоохранения».

Контакты

Администрация города Хабаровска. Управление здравоохранения

Топоровская Елена Львовна

Заместитель начальника управления по информационным технологиям города Хабаровска

Адрес: 680000, г. Хабаровск,
Топографический переулок, дом 9
Телефон: (4212) 42-08-52
Факс: (4212) 31-15-09
Эл. почта: gorzdrav@mayor.kht.ru
Адрес сайта: health.khabarovskadm.ru

  • Поиск