Майкоп* (Россия) - «Розовый слон»

Сущность предложения

О воспитании ребенка в современной семье сегодня много пишут и говорят. Опросы и статистические данные фиксируют сложные проблемы, которые она решает в настоящее время. Дефицит мест в дошкольных учреждениях тема актуальная. Для решения проблемы обсуждаются вопросы открытия групп кратковременного пребывания детей в детском саду, возможных денежных компенсаций, отрабатываются модели семейного детского сада. Но мы убеждены, что родителям необходима и не менее значима консультативная помощь и поддержка в вопросах обучения, развития, воспитания и своевременной профилактики здоровья ребёнка. Особенно эта помощь важна и актуальна для семей, дети которых по тем или иным причинам не посещают детский сад. Перспективный путь решения проблемы – создание модели взаимодействия ДОУ и семьи с учетом специфики современной социокультурной ситуации, определение и реализация педагогических принципов, условий, этапов профессионального взаимодействия педагогов и родителей дошкольников, не посещающих детский сад. Такой моделью в условиях ДОУ может быть консультативный пункт. В педагогической и психологической теории и практике накоплен достаточный опыт для решения научных и практических задач, связанных с проблемой взаимодействия специалистов ДОУ с семьей как социокультурной микросистемой. Несмотря на усиление внимания к решению данной проблемы, ряд ее аспектов остается недостаточно представленным в реальной практике, в частности, в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность сотрудничества коллектива ДОУ и родителей по оптимизации социализации дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Одним из таких педагогических условий является оказание консультативной помощи родителям через новую форму взаимодействия ДОУ и семьи – консультативный пункт для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому. Важной и требующей своевременной квалифицированной помощи, на наш взгляд, является проблема разных стартовых образовательных возможностей при поступлении в школу дошкольников посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся на дому. Таким образом, в настоящее время очевидна необходимость создания эффективной консультативно-просветительской структуры в системе дошкольного образования с целью поддержки семей, воспитывающих детей на дому. Актуальность создания консультативного пункта для родителей детей, не посещающих детский сад, обусловлена:
• необходимостью организации регулярной консультационной службы при дошкольных образовательных учреждениях микрорайона, позволяющей осуществить подбор индивидуальных схем поддержки развития ребенка, воспитывающегося в домашних условиях;
• необходимостью создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность сотрудничества специалистов ДОУ и родителей по оптимизации социализации дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
• необходимостью информационно – консультационного обеспечения семей в вопросах организации оптимальных условий жизнедеятельности и развития детей из различных социальных слоев и групп общества;
• необходимостью информации о психолого – медико – педагогическом статусе дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения, которую можно использовать для эффективного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей на дому;
• необходимостью организации и обеспечения психолого-педагогической, медицинской диагностики, мониторинга развития, уровня школьной готовности, консультирования в подборе индивидуальных схем поддержки развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в домашних условиях;
• необходимостью информирования и методического консультирования в вопросах использования предметно-развивающей среды в психическом развитии дошкольника, организации предметно – средового пространства ребенка в домашних условиях с учетом обеспечения развивающего и образовательного компонентов;
• необходимостью усиления общего внимания к личности дошкольника, не посещающего дошкольное учреждение, как к субъекту деятельности и общения, учету его психологических и физиологических возрастных особенностей в ходе согласования специфики семейного воспитания и целостного педагогического процесса ДОУ;
• необходимостью формирования активной родительской позиции и появления интереса у родителей к содержанию консультативных, коррекционно-воспитательных, социально-медицинских занятий с ними, которые организуют и проводят различные специалисты ДОУ.
Цель - создание модели взаимодействия специалистов ДОУ и родителей для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказания медико-психолого-педагогической помощи родителям в обеспечении эффективного отбора содержания, средств и способов взаимодействия с ребенком, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные организации. Задачи:
• Включение в структуру ДОУ консультативного пункта по оказанию медико – психолого – педагогической помощи родителям детей, не посещающих дошкольные организации по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
• Интеграция дошкольных образовательных услуг в структуру открытого образования микрорайона через организацию работы по оказанию помощи и поддержке семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детский сад.
• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные организации.
• Оказание консультативной помощи по созданию оптимальной предметно-развивающей среды в ДОУ и в семейном образовании, организации предметно-средового пространства ребенка, с учетом обеспечения развивающего и образовательного компонентов.
• Установление партнерских отношений с родителями, оказание помощи родителям в развитии их воспитательных возможностей.
• Осуществление индивидуальной, ориентированной на результат педагогической и психологической помощи детям дошкольного возраста, не посещающих дошкольные организации.
• Обеспечение взаимодействия между организациями дошкольного воспитания и обучения и другими организациями социальной, медицинской поддержки детей и родителей.
• Организация разнообразных мероприятий в целях повышения педагогических знаний родительской общественности: диспуты, фестивали молодых семей, конференции, родительские собрания, экскурсии.
• Разработка сайта и его регулярная поддержка в сети Интернет, обеспечивающая информационно – методическое, медицинское, педагогическое, психологическое консультирование родителей по важнейшим направлениям организации оптимальных условий жизнедеятельности и развития детей дошкольного возраста
• Разработка и распространение информационных и «консультационных» листовок, проспектов, памяток, афиш, проведение интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, познавательно – обучающих тренингов.

Организационное и технологическое решение вопроса

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

 Рациональное использование бюджета
 Участие в грантовых конкурсах
 Некоммерческое партнерство «Комитет детского сада № 448»

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Практическая значимость реализации данного проекта заключается в повышении эффективности процесса профессионального взаимодействия специалистов ДОУ и семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной и добровольной обстановке способствует сближению специалистов ДОУ и родителей, родителей и детей, содействует эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Включение в структуру ДОУ консультативного пункта по оказанию медико - психолого-педагогической помощи родителям детей, не посещающих дошкольные организации по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста, создает условия для:
- индивидуальной, ориентированной на результат педагогической и психологической помощи детям дошкольного возраста, не посещающих дошкольные организации;
- создания оптимальной предметно – развивающей среды в семейном образовании, организации предметно
– средового пространства ребенка, с учетом обеспечения развивающего и образовательного компонентов;
- обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – результативность проекта, выражается в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Главным критерием социально – экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. В данном случае при реализации данной практики используются уже имеющиеся ресурсы учреждения (материально – технические, кадровые, информационные и др.). Общее же количество посещающих консультативный пункт составляет 30- 40 семей. Это 2 дополнительные группы ДОО.

Реализация практики (технологии) возможности его распространения

Проект реализуется с 01. 09. 2014 г. на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 448 комбинированного вида «Серебряный колокольчик» с привлечением социальных партнеров: поликлиники № 27, СОШ № 17, педагогическое училище № 2, городской центр развития образования г. Новосибирска, городской центр «Магистр». Данная практика особенно актуальна для крупных городов России и внедряется с целью доступности дошкольного образования для всех детей и компенсации недостаточности мест в ДОО.

Отрасль применения практики (технологии)

Образовательная и социальная сферы

Дата внедрения практики (технологии)

01. 09. 2014 г.

География использования практики (технологии)

Центральный округ города Новосибирска.

Отзывы, награды

В 2014г проект стал Победителем конкурса социально – значимых проектов на грант губернатора Новосибирской области и Лауреатом городского конкурса проектов «Новая школа Новосибирска». В 2015г. Победитель городского конкурса «Детский сад года – 2015» в номинации «Новые формы дошкольного образования».

Контакты

Мэрия города Новосибирска. Комитет по делам молодежи

Телефон: +7 383 227-49-66
С дополнительными материалами можно познакомиться по адресу: http://www.timolod.ru/
Электронная версия журнала КДМ:
http://www.timolod.ru/youngcity/journal/electronic_journals/journal_of_d.php

  • Поиск