Североморск (Россия) - Новации в системе дошкольного образования.

Сущность предложения

Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к необходимости обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования.
Успешность процесса стандартизации дошкольных учреждений и реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования может быть обеспечена только при условии грамотного, планомерного использования современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, направленных на конечный результат – воспитание развитого, здорового, социально адаптированного ребенка, подготовленного к успешному обучению в школе.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом преобразований:
• Появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования).
• Появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении (требования ФГОС ДО.
• Расширение внешних научных и социальных связей.
• Появление возможностей для обучения педагогов новым технологиям.
• Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ.
• Использование теоретической базы для проектирования нововведений.
Инновационная деятельность позволяет дошкольному учреждению:
- перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (программ, технологий, новых методов);
- повысить эффективность педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе использования в практике новаторского опыта;
- создать инновационные образцы моделей педагогической деятельности;
- повысить педагогический потенциал дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам образовательного учреждения как интегрированной образовательной системы;
- участвовать в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов посредством развития интереса к инновационным поискам, педагогическому экспериментированию; - расширить возможности педагогов в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения.
целью эффективной инновационной деятельности является формирование мотивационно - ценностной, психологической, теоретической, информационной готовности дошкольного учреждения к разработке новшеств, участию в инновационной деятельности, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, повышению качества образовательного процесса.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: -произвести структурно-функциональное упорядочение всех подразделений дошкольного образовательного учреждения по целям, принципам, содержанию, формам и методам деятельности; -внести изменения в функциональные обязанности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
-качественно обновить учебно-методическое обеспечение системы и содержания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом последних достижений науки;
-осуществить изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта и его внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения;
-ориентировать исследовательскую и опытно-экспериментальную работу на решение актуальных проблем развития дошкольного образовательного учреждения. Такой подход в организации инновационной деятельности дает возможности:
-сосредоточиться на решении конкретных задач развития детского сада;
-развиваться поступательно, не утратить приоритеты и роль традиций в развитии образовательного учреждения;
-включать в работу весь педагогический коллектив по наиболее актуальным проблемам дошкольного образовательного учреждения;
-осуществлять непрерывное повышение профессионально-педагогической компетентности педагогов учреждения;
-создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития дошкольного образовательного как интегрированной образовательной системы и его педагогического потенциала;
Все это предопределило видение того, как необходимо выстраивать инновационную деятельность ДОУ:
-введение инноваций должно происходить не хаотично, а проектироваться и быть направленных на достижение конкретных целей;
-введение инноваций должно систематизировать образовательный процесс, что будет способствовать более целостному развитию учреждения, формировать более полные связи между компонентами самой инновационной деятельности через разработку алгоритмов и моделей ее организации.


Организационно-технологическое решение вопроса

Управлением образования администрации ЗАТО г. Североморск организована работа по апробации и внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений современных инновационных образовательных программ и развивающих технологий, что и позволило вывести инновационную деятельность на новый качественный уровень.
В качестве инновационно-внедренческой площадки Управлением образования определён МДОУ д/с №11. Методическое и организационное руководство по ведению инновационно-внедренческой деятельности осуществляет МБУО «Информационно-методический центр» ЗАТО г. Североморск. Научную помощь по сопровождению проекта оказывает ГАУДПО МО ИРО г. Мурманск.
Практическая деятельность в рамках инновационно - внедренческой площадки привела к необходимости создания паспорта экспериментально - инновационной деятельности ДОУ, (См гиперссылку. Паспорт экспериментальной деятельности.doc) содержащего в себе информационно-целевые установки по направлениям, которые определяют уровень инновационной деятельности, ответственных лиц за реализацию инноваций, цели, задачи и предполагаемые результаты инновационной деятельности.
Осуществлялась инновационная деятельность по апробации и внедрению в образовательный процесс следующих программ и технологий:
• Апробация вариативной комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет.
• «Апробация музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»
• «Приобщение дошкольников к традициям русского народа»
• «ТРИЗ и РТВ в работе с детьми дошкольного возраста»
Инновационная деятельность, осуществлялась в соответствии с разработанным алгоритмом организации инновационной деятельности. При разработке алгоритма исходили из того, что в алгоритме заложена цикличность, а цикличность - это всегда основа системности, а наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату, что очень важно для повышения качества образовательного процесса. Инновационная деятельность в соответствии с алгоритмом, способствовала поэтапному вовлечению педагогов и своевременному выявлению средств, обеспечивающих успешную реализацию задач каждого ее этапа. Поэтапная организация инновационной деятельности обнаруживает свои механизмы. К ним относим создание комплекса условий, при которых эта деятельность будет эффективной и обеспечит успешность инновационной деятельности, при которой осуществляется и развитие дошкольного образовательного учреждения, и развитие профессионально-педагогической компетентности. Разработана системы управления инновационными процессами в МБДОУ д/с ЗАТО г. Североморск , в которую вошли все аспекты осуществления управленческих действий по внедрению инноваций в образовательный процесс.
Системная работа по управлению инновационными процессами способствует улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду.
Кадровые условия.
Инновационная деятельность потребовала создания внутри инновацион¬ной системы специального направления, связанного с по¬вышением профессионального мастерства педагогических работников нашего ДОУ. С этой целью был разработан и внедрен модуль «Инновационные формы работы с педагогами», в которую вошли интерактивные формы взаимодействия. Ценность использования в работе с педагогами интерактивных методов заключается в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками, что очень важно для организации инновационной деятельности в ДОУ. -Целенаправленно ведется работа по использованию информационно – коммуникационных технологий в оптимизации инновационной деятельности с педагогами.
Психологические условия.
Проведена работа по созданию благоприятного климата в коллективе, его сплочению, в основе которой лежит уважение к личности каждого члена коллектива, признание его достоинств и особенностей, создание условий для роста творческой актив-ности и профессионального совершенствования, поиска рацио¬нальных способов профессионального самоутверждения, самоопределения. Обеспечено психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Материально-технические условия
-Интенсивно ведется работа по обогащению предметно - развивающей среды, что позволяет нам реализовать современные требования, заложенные ФГОС дошкольного образования.
-Особое внимание уделено оснащению образовательной деятельности средствами обучения, соответствующими материалами, игровым, спортивным оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями реализуемых инновационных программ и технологий, обеспечению инновационных подходов к моделированию предметно – развивающей среды.
-Увеличился библиотечный фонд, применяются дополнительные формы об-разования в рамках образовательного процесса.
-Проведена работа по обогащению материально-технической базы техническими средствами. В ДОУ приобретены интерактивные доски, мультимедийная аппаратура, смарт- телевизоры и компьютеры для всех групп ДОУ, осуществлено подключение к сети интернет. Социально-культурные условия
Совершенствуются и укрепляются связи с социально-культурным окружением ДОУ.
Функционирование ДОУ в режиме инновационной деятельности способствует трансляции и
распространению опыта экспериментальной деятельности.
Модель инновационной деятельности МБДОУ д/с
Для повышения качества образовательного процесса, систематизации и оптимизации включения инноваций в образовательный процесс методической службой была разработана «Модель инновационной деятельности МБДОУ д/с №11»,

(См гиперссылку Модель ДОУ1 Приложение №1.doc)
Ориентиром при построении модели являются принципы организации инновационной деятельности, обоснованные в концепции развития образовательного учреждения:
- Принцип сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса, который отражается в следующих требованиях: сохранение и развитие традиций образовательного заведения; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.
- Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. Этот принцип требует: расширения сферы инновационной деятельности педагогов и воспитателей; использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность; создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности.
-Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов, определение и использование разнообразных форм и методов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов;
-Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях: потребность в творчестве, инновационная активность должны приниматься субъектами педагогического процесса как доминирующие качества специалиста.
-Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности.
Включение в модель широкого спектра инноваций способствовало сохранении позитивных достижений ДОУ, функционирующего в режиме инновационной деятельности, и направленно на:
-охрану и укрепление физического здоровья детей;
-создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка, позволяющей ему успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его социальных компетенций;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. В процессе проведения инновационной деятельности, эффективность которой зависит от профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченности коллектива, перед методической службой ДОУ были определены подходы к вовлечению педагогов в инновационную деятельность.
Нагрузка и интенсивность в педагогической деятельности сейчас очень высоки - это и работа в режиме инновации и возросшие требования к педагогам в рамках аттестации, поэтому период становления, накопления мастерства педагогом, сжимается и становится более интенсивным. Работая в традиционном режиме, к инновационной деятельности привлекался небольшой круг педагогов, а остальные педагоги занимали пассивную позицию. Для преодоления данной ситуации методической службой ДОУ был разработан, механизм вовлечения педагогов в инновационную деятельность.
Нормативные правовые акты:
- Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 25.11.2011 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2011-2013 годы» (с изменениями и дополнениями);
-Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 16.12.2013 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями);
-Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 12.07.2013 № 729 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»), «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования ЗАТО г.Североморск» (с изменениями и дополнениями);
- Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 28.08.2013 г. N 870 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск";
- Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 30.11.2011 г.
№ 979 «Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению образования администрации ЗАТО г. Североморск»


Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Средства подпрограмм:
- «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования»
- «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2011-2013 годы»
- «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2014-2020 годы»


Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Работа дошкольных учреждений в инновационном режиме, обеспечивает: 1. Повышение качества образовательного процесса.
2. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в процессе апробации и внедрении в образовательный процесс инновационных программ и технологий.
3. Удовлетворение интересов детей и запросов родителей в процессе внедрения инновационных программ и технологий в образовательный процесс ДОУ.
4. Обогащение предметно – развивающей среды.
Из общего количества выпускников МБДОУ д/с №11 2012 – 2013 уч.г., обучающихся в начальных классах:
- высокий уровень усвоения школьной программы – 59%,
- хороший уровень усвоения школьной программы – 41%,
- низкий уровень усвоения школьной программы – нет
Выпускники МБДОУ д/с №11 успешно овладевают стандартами школьной программы первого класса. Неуспевающих детей среди них нет.


Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Результатом внедрения инновационной деятельности в образовательный процесс является: Для МБДОУ:
- Обновленное содержание образования в ДОУ.
- Наличие вариативности образовательного процесса.
- Обеспеченность образовательного процесса методическими разработками, наглядным материалом.
2. Для воспитанников:
Развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и к другим людям, развитие конкурентноспособности. 3. Для педагогов:
- Повышение квалификации педагогических работников и их профессиональное развитие в создании социальной ситуации развития воспитанников.
- Обобщение и распространение опыта работы педагогов.
4. Для родителей:
Удовлетворение запросов родителей в полноценном развитии детей.


Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Результатом внедрения инновационной деятельности в образовательный процесс является: Для МБДОУ:
- Обновленное содержание образования в ДОУ.
- Наличие вариативности образовательного процесса.
- Обеспеченность образовательного процесса методическими разработками, наглядным материалом.
2. Для воспитанников:
Развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и к другим людям, развитие конкурентноспособности.
3. Для педагогов:
- Повышение квалификации педагогических работников и их профессиональное развитие в создании социальной ситуации развития воспитанников.
- Обобщение и распространение опыта работы педагогов.
4.Для родителей:
Удовлетворение запросов родителей в полноценном развитии детей.


Отрасль применения практики (технологии)

Образование.
Опыт работы может быть использован в практике работы дошкольных образовательных учреждений.


Дата внедрения практики (технологии)

2012 – 2015г.г.


География использования практики (технологии).

ЗАТО город Североморск Мурманской области, Северо–Западный регион,Россия.


Отзывы, награды

Областной конкурс «Детский сад Мурманской области – 2013»
Региональный этап Всероссийского конкурса «Детские сады детям».
Номинация «Лучший муниципальный детский сад»
Всероссийский конкурс инновационных идей
«Росточек: мир спасут дети»


Дополнительные материалы

В разработанной ДОУ модели инновационной деятельности центральное место занимает модуль «Включение инноваций в образовательный процесс», в котором содержательно объединены все новации педагогического коллектива, апробированные в рамках деятельности инновационной площадки и представленные в следующих блоках:
• «Предшкольная подготовка», разработанный на основе апробации вариативной комплексной программы «Развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет».
• «Художественно-эстетическое развитие», включающий региональный компонент , разработанный на основе апробации музейно- педагогической программы «Здравствуй , музей».
• Содержательный компонент культурологической направленности «Ознакомление дошкольников с традициями русского народа».
• «Построение образовательного процесса на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон».
• «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ»
• «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» в соответствии с требованиями ФГРС ДО, разрабатываемый в процессе подготовки к введению ФГОС ДО в Мурманской области.
В практику работы ДОУ органично вплетены следующие формы работы по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» «Встречи с интересными людьми» способствующие формированию у детей понятия «деятельность человека», расширяют круг познавательных интересов.
Клубная работа: «Белый медвежонок» (клуб юных моряков) Встречи в клубе позволили нам познакомить детей с историей Военно – морского флота, с традициями моряков – североморцев. Узнать о великих Русских мореплавателях, их путешествиях и открытиях.
Познавательная игротека – это радость для детей, потому что здесь можно играть в те игры, какие хочешь, почитать познавательную литературу, встретиться с другом, рассмотреть новую экспозицию мини – музея, а еще можно придти вечером и поиграть с мамой.
Во время проведения познавательной игротеки «СВЕТОФОРЧИК» дети закрепляют знания по дорожной грамоте, формируют навыки безопасного поведения на дороге. Это очень скоро им пригодится, ведь они уже почти школьники!
Активно используются педагогами следующие формы работы по реализации задач образовательной области «Речевое развитие»
Интегрированные образовательные ситуации по развитию речи, на которых развивается умение детей общаться друг с другом, ведется подготовка руки к освоению письменной речи.
Игры в речевом дворике и встреча с «чудо деревом» очень нравятся детям, потому что ждут их здесь сюрпризы с заданиями, игры для умелых пальчиков и язычка.
Реализация задач социально-личностного развития детей позволила систематизировать работу: по обогащению сознания детей информацией о мире, упорядочиванию накопленных представлений о мире, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, формированию у детей положительного отношения к себе.
С помощью игрового персонажа «домовенка» Доли рассказываем о тех конфликтных ситуациях, которые могут происходить с детьми в группе.
«Наши славные дела»
В коллективной деятельности осваиваются навыки взаимодействия и взаимопомощи.
Межвозрастное общение обогатило жизнь наших детей и предоставило им возможность почувствовать себя теми, кто помогает маленьким и слабым.
Для активизации сюжетной игры введены в практику работы разно-уровневые подиумы, макеты и природные игровые ландшафты, которые позволяют достичь.
Результатом инновационной деятельности по апробации музейно – педагогической программы «Здравствуй - музей!» стало обогащение содержания ООП МБДОУ д\с №11 региональным музейным компонентом. Творческой группой педагогов разработан комплекс мероприятий направленных на обогащение художественно – эстетического опыта детей и формирование навыков музейной коммуникации с опорой на музейный, архитектурно - средовый ресурс города и областного центра.
Формированию развивающей среды в экспериментальных группах, которая включает в себя: -музей одной картины (зона восприятия),
-библиотеку художественных альбомов,
-«интерактивную стену» для организации выставки детских работ или подборок иллюстраций, вырезок, схем, моделей, макетов изготовленных детьми,
- «мастерскую» для изучения цвета, фактуры, композиции, экспериментирования с красками


Контакты

Администрация ЗАТО город Североморск.

Адрес: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова. д. 4,
Телефон -  8 (81537) 49532, факс.  8 (81537) 42429,
http://citysever.ru/
почта: mail@citysever.ru

  • Поиск