Сегодня: 19.08.2018 / 18:06

Москва (Россия) - Опыт по созданию единой диспетчерской службы объектов дорожного хозяйства региона

Сущность предложения

Значимым этапом автоматизации деятельности комплекса городского хозяйства г. Москвы явилось создание Объединенной диспетчерской службы, которая призвана решить задачи мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства. Содержание объектов дорожного хозяйства (ОДХ) - одна из наиболее затратных статей финансирования, и в настоящее время во многих регионах и, в частности, в г. Москве, уделяется серьезное внимание вопросам их информатизации. В столице работа по созданию Автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба" (АСУ ОДС) была начата в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008 году. Исполнителем проекта стала компания ФОРС – Центр разработки.

Масштаб мероприятия

Целью АСУ ОДС является повышение оперативности и достоверности принимаемых решений при организации оперативно-диспетчерского управления. Был обеспечен контроль и оптимизированы затраты бюджета региона на осуществление работ по уборке объектов дорожного хозяйства за счет автоматизации следующих процессов:
• планирования, мониторинга, анализа содержания объектов коммунального, дорожного хозяйства и их благоустройства;
• управления сбором отчетных данных с подведомственных организаций и предоставления отчетных данных по различным параметрам;
• обработки фактической информации с целью фиксации и анализа регламентных действий заказчиков/подрядчиков.
Создание системы направлено на решение следующих основных задач:
• предварительный расчет объемов вывозимого снега с целью автоматизированного выбора оптимальных вариантов использования ресурсов уборочной техники при формировании производственного задания на уборку объектов дорожного хозяйства с учетом применения противогололедных материалов (ПГМ) в зависимости от текущих и прогнозных метеоусловий;
• учет фактической информации о процессах зимней/летней уборки объектов дорожного хозяйства, основанный на оперативной информации заказчиков/подрядчиков и данных систем телеметрического контроля с целью сопоставления с расчетными показателями для дальнейшего анализа и принятия решений.

Организационное решение вопроса

Несмотря на то, что решение технических вопросов при внедрении системы не потребует значительных усилий, организационно-методическому обеспечению работ должно быть уделено значительное количество сил и времени. Во-первых, должна быть проделана работа по нормативно-правовому и организационному обеспечению процессов, связанных с содержанием ОДХ и, в том числе, разработаны:
- модели для описания регламентов реагирования на возникающие ситуации в городском хозяйстве.
- алгоритмы реализации карт процессов управления ЖКХ на основе использования регламентов выполнения работ.
Как и многие другие информационные системы, призванные усилить контроль над деятельностью должностных лиц и исполнителей работ, можно предположить, что внедрение АСУ ОДС будет сопряжено со значительными проблемами по привлечению пользователей к работе с системой. Ведь преимущественное использование субъективных показателей в оценке объемов выполненной работы не позволяет муниципальным и региональным органам власти принимать объективные и рациональные решения, в том числе, в вопросах управления деятельностью подрядчиков. Таким образом, в результате внедрения АСУ ОДС на иной качественный уровень поднимаются:
- Планирование работ самим заказчиком и контроль подрядных организаций;
- Возможности управления и мониторинга процесса уборки ОДХ органами исполнительной власти региона;
- Возможности анализа данных для принятия дальнейших управленческих решений.

Технологическое решение вопроса

Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства, используя первичные данные, обеспечивает:
• предварительный расчет;
• фактический учет;
• навигационное позиционирование техники (телеметрии).
Задачи предварительного расчета включают в себя расчет объемов вывоза снега (с учетом времени начала, окончания, интенсивности снегопада, естественного таяния, таяния от ПГМ и динамики изменения температуры окружающего воздуха) и расчет количества ПГМ для обработки объектов дорожного хозяйства (с учетом высоты остаточного снежного покрова после обработки дорог плужно-щеточными и иными снегоочистителями).
Предварительные расчеты осуществляются автоматически с использованием расчетных зависимостей и математических моделей, заложенных в бизнес-логику подсистемы, на основании первичных данных метеоусловий и норм, определенных соответствующими регламентами вывоза, утилизации снега и использования ПГМ. На основании 3-х часового прогноза погоды, автоматически полученного от Гидрометеобюро, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ) формируются задания по заказчикам, ответственным за содержание ОДХ. Задание по каждому заказчику можно скорректировать с учетом особенностей обработки ОДХ. В зависимости от погодных условий, формируются проходы обработки ПГМ по ОДХ. Для каждого заказчика рассчитывается объем расхода ПГМ, исходя из установленного норматива обработки и площадей, где должна происходить уборка. Также определяется вид ПГМ, который в данном случае следует использовать. На основании данных об объемах выпавшего снега, естественного таяния и таяния от ПГМ осуществляется планирование вывоза снега по каждому заказчику. Заказчик может планировать свою работу на основании сформированного задания и видеть потребность в ПГМ отдельно по каждому подрядчику, включая те базы, с которых планируется их отпускать. На основании отчетности по расходу ПГМ, вывозу снега, его утилизации, операциям на базах ПГМ, введенных в АСУ ОДС заказчиками, ДЖКХиБ имеет возможность провести анализ процессов уборки ОДХ, в частности, получить информацию об остатках ПГМ на базах, сводку по использованию различных видов ПГМ в зависимости от метеоусловий за определенный период времени, проанализировать отклонения объемов использования ПГМ от плановых значений, планировать сроки и объемы снеговывоза с учетом нескольких снегопадов. Также система позволяет анализировать соотношение выпавшего снега с учетом естественного снеготаяния и плавления под действием реагентов с объемом вывезенного подрядчиками снега и снега, утилизированного на снегосплавных пунктах. Данные для анализа могут быть представлены в графическом виде при помощи диаграмм. Реализация задач фактического учета включает в себя ввод и фиксацию количества единиц уборочной техники, фактического объема вывезенного снега, объема расплавленного снега, количества использованных за отчетный период ПГМ.

Реализация предложения

Разработанная ФОРС система не имеет жесткой привязки к организационной структуре городских или коммерческих предприятий, вовлеченных в процессы содержания объектов дорожного хозяйства. Права и полномочия пользователей в системе могут быть делегированы в соответствии с их профилем или зоной ответственности. В АСУ ОДС используется технология тонкого клиента, не требующая установки на рабочие места никакого дополнительного программного обеспечения. Средой передачи данных может выступать Интернет, что позволяет минимизировать время для ввода системы в эксплуатацию.

Нормативно-правовая база

В столице работа по созданию Автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба" (АСУ ОДС) была начата в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008 году

Контакты

Отделение по работе с корпоративными клиентами компании «ФОРС – Центр разработки»

Евгений Николаевич Ефименко
заместитель директора отделения

Документы

  • Поиск