Сегодня: 25.02.2018 / 01:05

Ярославль (Россия) - Автоматизированная информационная система «Аптечная справка»

Сущность предложения

В качестве решения выступает автоматизированная информационная система "Аптечная справка". Решение предназначено для автоматизации деятельности справочно-информационного центра по лекарственным средствам в аптеках города и региона. Основным объектами автоматизации выступают информационный центр и аптечные учреждения - участники системы. Система предназначена для автоматизации сбора, обработки, анализа и публикации информации по наличию и ценам не лекарственные средства.

Полное описание концепции решения

В 1995 году в соответствии с постановлениями мэра N1252 от 31.10.94 г. и N 81 от 31.01.95 г. в составе отдела «Фармация» управления здравоохранения был создан справочно-информационный центр (СИЦ) по лекарственным средствам. Центр был создан для информирования медицинских работников и населения города о наличии лекарственных средств в аптеках города. Основной его целью было предоставление следующей информации:
- о наличии лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и предметов ухода за больными в аптеках г. Ярославля;
- о ценах на лекарственные средства;
- о форме выпуска, терапевтических, высших разовых и суточных дозах;
- об условиях хранения, сроках годности лекарственных средств; о синонимах и фармакоаналогах;
- о свойствах новых лекарственных препаратов;
- об условиях бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств;
- о месте расположения, режиме работы и возможности проезда к аптекам г.Ярославля. Основные требования, предъявляемые к системе
Состав и структура системы
С первых месяцев работы стало понятно, что востребованность справочного сервиса оказалась достаточно высока. Первоначально отдел представлял собой звонковый центр. Операторы вручную принимали данные от аптек и отвечали на телефонные запросы. В штате СИЦ работало 8 специалистов с высшим и средне-специальным образованием. Центр был оснащен 5 линиями серийной связи "003" для обслуживания населения, 2 абонентскими номерами и шестью компьютерами, соединенными в локальную сеть. Порядок ежедневной работы справочно-информационного центра был установлен с учетом наиболее удобного времени для лечебно-профилактических учреждений, аптечных предприятий и населения города с 8.00 до 19.00 часов. Вместе с тем эффективность ручной обработки и анализа данных не соответствовала требованиям, предъявляемым к сервису. Это послужило отправной точной для создания информационной системы. Целью проекта было создать многомодульную автоматизированную систему, состоящую из следующих блоков:
- Система автоматизации CИЦ ("Справка-Сервер"). К основным функциям этого модуля относится: хранение информации, предоставление операторам сервисов по поиску информации для ответов на запросы населения, формирование различной аналитической отчетности на основе данных по ценам.
- Система сбора данных от аптек ("Справка-Аптека"). Этот модуль обеспечивает ручной и/или автоматизированный ввод данных по ценам на ЛС в каждой аптеке, а также автоматическую пересылку данных по коммутируемым или выделенным каналам связи в информационный центр.
- Система представления информации для конечных пользователей ("Справка-WEB"). Это модуль поиска и представления данных через интернет. Основное требование к этому модулю - доступ для населения и специалистов к данным информационного центра через WWW.
Соответственно работы по созданию системы проводились в несколько этапов:
- автоматизация СИЦ;
- автоматизация сбора данных от аптек;
- разработка и внедрение WEB сервера.
Данные из аптек в информационный центр могут попадать двумя путями:
- непосредственно на сервер ИЦ по коммутируемому каналу;
- через интернет, FTP сервер.
Такая структура позволила обеспечить эффективный обмен данными СИЦ как с аптеками, не имеющими выделенной линии для выхода в интернет, так и с аптеками, подключенными к сети по высокоскоростным каналам. С течением времени количество аптек, подключенных по модему неуклонно уменьшается. Все данные, полученные от аптек, консолидируются так же на сервере баз данных WEB сервера и доступны конечным пользователям через Interent по адресу: http://www.med.yar.ru. Обеспечение создания, функционирования и развития системы (план)
Для обеспечения создания и функционирования системы необходимо было выполнить ряд организационно-технических мероприятий. К важнейшим из них можно отнести следующее:
- Разработка регламента информационного взаимодействия ИЦ с пользователями системы.
- Обеспечение ИЦ компьютерной техникой, объединение компьютеров центра в локальную сеть.
- Разработка модулей системы.
- Внедрение серверного модуля в информационном центре.
- Внедрение модулей “Справка-Аптека” в аптеках города.
- Организация поддержки и сопровождения внедренных модулей системы.
- Организация сопровождения и поддержки WEB и FTP серверов системы
Ресурсное обеспечение создания и развития системы (средства)
Для функционирования системы необходимы следующие ресурсы:
- Компьютерная техника (в СИЦ и в аптечных учреждениях). Требования к аппаратному обеспечению являются стандартными для систем подобного типа - это любые современные компьютеры.
- Программное обеспечение, как платное, так и бесплатное, для организации работы серверов ИЦ и WEB сервера. В настоящее время WEB , сервер баз данных и FTP сервер функционируют на основе бесплатного, свободно распространяемого ПО, под управлением операционной системы Linux. Операционные системы используемые для функционирования модулей “Справка- Сервер ”, “Справка-Аптека” – Microsoft Windows.
Ожидаемый социально-экономический или иной эффект создания системы
К основным эффектам создания и внедрения системы можно отнести следующее:
- Увеличение качества и оперативности информирования населения о наличии и ценам на ЛС в аптеках города, соответственно повышение возможностей для обратившихся покупки ЛС по более низкой цене.
- Возможность получения органами управления медициной и фармацевтикой оперативной аналитической информации по ценам на ЛС в аптеках города, что позволяет проводить эффективный мониторинг фармацевтического рынка.

Перечень автоматизируемых деловых процессов

К основным автоматизируемым процессам можно отнести
В информационном центре:
- Сбор и консолидацию данных от аптек по наличию и ценам на ЛС в аптеках города
- Поиск информации по запросам населения и медицинских специалистов
- Формирование аналитической отчетности по структуре цен и наличию лекарственных средств по различным показателям.
- Формирование текущих предельных показателей по каждому ЛС в городе (средняя, минимальная, максимальная цена и т.д.)
- Подготовка общих данных по городу для WEB сервера и для рассылки по аптекам
- Подготовка справочных данных для распространения среди пользователей системы
В аптеке:
- Автоматическое или ручное формирование реестра цен аптеки в соответствии с реестром ЛС, полученным из информационного центра
- Пересылка реестра цен аптеки на сервер
- получение с сервера справочных данных по городу с возможностями поиска и анализа информации
- Формирование аналитической отчетности по структуре цен и наличию лекарственных средств по различным показателям.
- Просмотр текущих предельных показателей по каждому ЛС в городе (средняя, минимальная, максимальная цена и т.д.), их сравнительный анализ с показателями аптеки.
На WEB сервере
- Автоматическое чтение данных, полученных от аптек в базу данных.
- Обеспечение конечным пользователям поиска информации по запросам
- Предоставление пользователям различных сервисных и или статистических данных по ценам и наличию ЛС.

Перечень и характеристики существующих объектов внедрения

Система функционирует уже почти 15 лет. За это время она неоднократно изменялась и модифицировалась, в соответствии с текущими задачами и возможностями. Сейчас полностью автоматизирована деятельность ИЦ (модуль “Справка-Сервер”). Различные версии модуля “Справка-Аптека” используются более чем в 100 аптеках города. Общее количество рабочих мест в аптеках превышает 200. Модуль “Справка -WEB” функционирует автономно на internet хостинге фирмы NETIS по адресу http://www.med.yar.ru

Правовая принадлежность

Система создана специалистами компании ООО Фирма “Рикс-Хаус” (http://www.rics.yar.ru), которая имеет все права на разработку. Эксплуатация системы осуществляется работниками сферы здравоохранения г.Ярославля: сотрудниками управления здравоохранения мэрии, работниками аптек, работниками медицинских учреждений. Поддержку и сопровождение у конечных пользователей осуществляет разработчик: ООО Фирма “Рикс-Хаус”

Возможность тиражирования

Система и ее отдельные части могут быть внедрены в практически любом муниципальном образовании : город, район, область.

Архитектура решения, требования к инфраструктуре

Система разработана на основе клиент серверной технологии. Для развертывания модулей системы особых требований к инфраструктуре не предполагается. Для эффективного функционирования системы в ИЦ (модуль “Справка-Сервер”) необходима компьютерная сеть, хотя возможно использование ее и на отдельном компьютере. Аналогичные требования предъявляются к модулю Справка-Аптека”. Обмен данными может осуществляться по практически любым каналам связи. Подключения по модему со скоростью 19600 вполне достаточно.

Методология внедрения решения

Решение должно внедряться поэтапно. Возможны различные варианты , но наиболее предпочтительным для внедрения системы целиком является следующий:
- На первом этапе необходима организация ИЦ, оснащение его компьютерной техникой и каналами связи.
- На втором этапе необходимо организовать сбор данных от аптек. Для этого необходимо внедрить модуль “Справка-Аптека” в аптечных учреждениях.
- На заключительном этапе необходимо развернуть WEB сервер.

Контакты

Правообладатель и разработчик "Аптечной справки" г.Ярославля

http://www.rics.yar.ru,  e-mail: paley@yars.free.ent)
http://www.med.yar.ru

Документы

  • Поиск