Сегодня: 16.01.2018 / 16:24

Пермь (Россия) - Инновации в управлении образованием

Сущность предложения

Внедрение современных организационно-экономических механизмов управления муниципальными учреждениями для создания реальной конкурентной среды в сфере предоставления образовательных услуг.

Масштаб мероприятия

В целях создания условий для развития спектра образовательных услуг и роста их качества на основе конкурентной среды администрацией города Перми внедрены новые организационно-экономические механизмы управления системой образования. Данные механизмы стимулируют развитие сети как муниципальных, так и немуниципальных поставщиков услуг образования. Полученные результаты:
1. Описаны все муниципальные образовательные услуги доступным для потребителем языком.
2. Произведен полный расчет стоимости образовательных услуг, включая заработную плату сотрудников и содержание зданий.
3. Разработана и реализуется с 2007 года технология размещения муниципального задания.
Важно, что в этом задании указывается не только объемные показатели (количество услуг), но и качественные (результаты ЕГЭ, заболеваемость учащихся (воспитанников) и т.д.
4. Разработана и действующая в течение 2-х лет система стимулирования руководителей, предусматривающая зависимость заработной платы руководителей от качества образования детей (показатели: уровень исполнения плана по бюджету, результативность по профилактике правонарушений учащихся, количество обучающихся на 1 ребенка в образовательном учреждении, уровень выполнения муниципального задания по ЕГЭ (математика и русский язык).
5. Разработана методика прогнозирования результатов ЕГЭ по математике и русскому языку, которая в настоящее время апробируется в рамках муниципального задания для образовательных учреждений.
6. Разработана и внедряется с 01.01.2010 года новая система оплаты труда, в основе которой лежит стоимость ученикочаса и детодня (сегодня учитель, имеющий одинаковую нагрузку, в разных школах города Перми может получать разную заработную плату, что стимулирует развитие рынка трудовых ресурсов).
7. Разработан и 4 года проводится рейтинг общеобразовательных учреждений по показателям качества образования, что делает прозрачной оценку деятельности образовательных учреждений города.
8. Разработана процедура реорганизации сети муниципальных учреждений:
8.1. переведено 50 % учреждений в статус автономных, что позволило повысить качество и доступность предоставляемых услуг, улучшить материальные условия ОУ за счет использования средств от предпринимательской деятельности, эффективно использовать средства бюджета,
8.2 объединены образовательные учреждения: 38 – дошкольных учреждений, 7- общеобразовательных учреждений, что позволило сконцентрировать ресурсы (кадровые, финансовые, материально-технические и др.).
9. Разработана система оценки муниципальных служащих (специалисты департамента образования администрации города Перми) через сеть Интернет.
10. Разработана информационная система (дошкольный портал города Перми), которая позволяет не только автоматизировать управление муниципальными дошкольными учреждениями, но и ставить детей на очередь в детские сады родителями через сеть Интернет.

Организационное решение вопроса

В целях решения проблемы эффективного управления разработан ряд нормативных актов: паспорта образовательных услуг, методики расчета стоимости образовательных услуг, ведомственные программы по созданию сети автономных учреждений, по реструктуризации сети муниципальных учреждений, пакеты документов по формированию муниципального задания, муниципального заказа. Разработаны и реализуются системы рейтингования образовательных учреждений (далее ОУ), стимулирования руководителей образовательных учреждений по результатам их деятельности.

Технологическое решение вопроса

1.Реорганизация сети образовательных учреждений:
перевод бюджетных учреждений в статус автономных;
привлечение частных поставщиков к предоставлению образовательных услуг;
реорганизация бюджетных учреждений путем присоединения.
2.Новые механизмы финансового обеспечения предоставления образовательных услуг:
финансирование по нормативу стоимости образовательной услуги;
муниципальный заказ;
муниципальное задание.
3. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат:
формирование трехлетнего бюджета;
бюджетные ресурсы выделяются на достижение результатов;
бюджетные программы направлены на оказание услуг населению.
5.Внедрение информационных технологий в управление образовательными учреждениями.

Cоциальный результат

100% ОУ финансируются по нормативу стоимости образовательной услуги (полный норматив); в 100% ОУ ежегодно размещается муниципальное задание, которое корректируется в случае невыполнения; 50% ОУ перешли в статус автономных; более 70 % неэффективных ОУ реорганизованы путем присоединения; предоставляются субсидии негосударственным ОУ на образовательные услуги; предоставляются бюджетные средства населению по адресному принципу; создано единое информационное пространство в отрасли «Образование», открытое для населения города.

Экономический результат

Внедрение новых организационно-экономических механизмов в систему управления образовательными учреждениями позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств.

Реализация предложения

Проводимые мероприятия востребованы в связи с актуальностью внедрения в систему муниципального управления новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств. С опытом города Перми знакомились представители городов Пермского края, Югорска, Набережных Челнов, Челябинска и др.

Финансовые ресурсы

Разработка и внедрение новых механизмов управления системой образования осуществлялось в рамках городской целевой программы «Развитие системы образования города Перми до 2010 года» и в рамках исполнения функциональных обязанностей специалистами департамента образования администрации города Перми.
На реализацию городской целевой программы, средства которой частично использовались для разработки и внедрения новых механизмов, ежегодно выделялись средства из бюджета города Перми:
2006 год – 11 500,000 тыс. руб.
2007 год – 16 532,000 тыс. руб.
2008 год – 20 510,000 тыс. руб.
2009 год – 23 608,815 тыс. руб.
2010 год – 24 500,000 тыс. руб.

  • Поиск